БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

 

Тем, у кого имеются признаки респираторно-вирусной инфекции (недомогание, кашель, повышенная температура)

 

ПРОСЬБА ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ПРИСУТСТВИЯ В ХРАМЕ

1 августа (н.ст.) - обретение мощей св. прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)

Тропарь преподобного Серафима Саровского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Кондак преподобного Серафима
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню „Отче наш“ трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице „Богородице Дево, радуйся“ также трижды и, наконец Символ Веры единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную“.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

2 августа (н.ст.) - пророка Илии ( IX в. до Р.Х.)

Тропарь пророка Илии
глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Илии
глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание
Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Молитва пророку Илие
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

4 августа (н.ст.) - Мироносицы равноап. Марии Магдалины (l в.)

Тропарь равноапостольной Марии Магдалины
глас 1
Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.

Кондак равноапостольной Марии Магдалины
глас 3
Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше, глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь пострадати изволи.// Слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии - од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь. Ма­терь Бо­жия через Свой свя­той об­раз за­сту­па­ет и под­креп­ля­ет нас, пу­те­вод­ствуя ко спа­се­нию, и мы взы­ва­ем к Ней: "Ты вер­ным лю­дям - Все­б­ла­гая Оди­гит­рия, Ты - Смо­лен­ская По­хва­ла и всея зем­ли Рос­сий­ския - утвер­жде­ние! Ра­дуй­ся, Оди­гит­рие, хри­сти­а­ном спа­се­ние!"

 

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

 

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Смоленской иконе Божией Матери

России Путеводная Звезда !
Ты нашу землю от невзгод хранила !
Тебе народ наш уповал всегда !
Ты  даровала Веру нам и Силу !
Не оставляла Милостью своей ! -
И в самую  нелёгкую годину
Ты  воссияла  над Россией всей ! -
Своей ЛЮБОВЬЮ помогая Сыну !
И чтоб прогнать непрошенных гостей ! -
Тебе всей Русской Армией молились !
На Поле Девичьем и при Бородине
Под сенею** Твоей с врагами бились !
С времён Батыя и  до наших дней
Ты  свято Русь родную охраняла ! -
Была Щитом Небесным Ты над ней !
С Тобой она сильней и краше стала !
Хвала Тебе, О,  Всеблагая Мать !
От всей Руси - Тебе поклон и слава !
Дай Бог нам  никогда не воевать ! -
Храни покой, Небесная Держава !
       ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Примечания:
     *  "Одигитрия" значит "Путеводительница"
     ** Сень - защита, покровительство
          * * * * *
     Смоленская икона Божией Матери, по церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
     Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
     В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
     В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425).
     В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат.
     В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две её копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск.
     В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
     Во время Отечественной войны 1812 года новый список иконы воспринял благодатную силу древнего образа. Когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и всё время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления духа и ободрения русских воинов к великому подвигу.
     А в самый день Бородинской битвы Одигитрию Смоленскую вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен Москвы, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была перенесена в Ярославль.
     Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
 
     Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего Русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
     Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
     В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней. Перед иконой молятся о сохранении и помощи в пути.

Во Славу Божью и России!

Илларион Николаев, 2014 год

11 августа (н ст.) – РОЖДЕСТВО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

В наши дни в православном мире только Русская Церковь празднует Рождество святителя Николая, одного из самых любимых нашим народом святых. Память прославленного чудотворца мы чтим также 19 декабря, 22 мая, а также каждый четверг.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!Праздник Рождества святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.

 

Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.

 

Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

 

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги.

 

Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

 

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

 

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

 

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

 

Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

 

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

 

ТРОПАРЬ, глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

13 августа. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Заговенье на Успенский пост. Предпразднство происхождения (изнесения) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честно́е Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честно́го Креста».

Тропарь Кресту, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды православным христианом на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Кресту, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на супоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра непобеди́мую побе́ду.

14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

В этот день в храмах совершается вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней».

В этот же день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этот праздник в храмах совершается малое освящение воды и освящение мёда.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

 

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника.


14 августа отмечают праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего, или, как его называют в народе, — Маковия, или Первый Спас. В церквях вспоминают семь братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. А по украинской легенде, именно на Маковия в 988 году князь Киевский Владимир Великий принял христианство. Накануне Маковия нужно приготовить «маковийский цветок» — это букет, который состоит из многих растений — мяты, чебреца, календулы.Традиционная обрядовая еда в этот день — печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считается детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старается не работать. Именно на Маковия начинают улетать в теплые края первые птицы.


Подробнее о Медовом Спасе
«...Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. А самый первый Спас — загибает Горкин желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. «В Первый Спас и нищий медку попробует»...
... А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый,- показывает Горкин, - этот называется печатный, энтот - стеклый, спускной... а который темный - с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребет баранкой, диакон - сайкой. Пробуй, не жалко! И черпают черпаками, с восковиной...»
Иван Сергеевич Шмелёв «Лето господне».

 

Радость негромкая сердце полнит.
Ласковый, как атлАс,
Сладостным зноем лучится полдень,
Зреет Медовый Спас.
Плод кропотливой слепой работы
Множества пчёл – взгляни:
Мёдом гречишным сочатся соты
В ясные эти дни.
Солнечный август, глазам услада,
В буйных цветных кострах…
«Что собираешь усердно, чадо,
То, что истлеет в прах?
Мёртвые князи бедны и голы.
Истинный клад – в ином…
Что углебаеши, яко пчёлы,
В улье своём земном?»
Птичий псалом в синеве погожей
Чистой звенит рекой:
«Сладок Твой мёд, Всемогущий Боже,
Бремя Твое легко!»
И в вышине над гречишным полем
Реет медовый свет…
Этот ли мёд моё сердце помнит
С детских невинных лет?

19 АВГУСТА ( н.ст.) - ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Этот праздник установлен в память славного преображения Господа нашего Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Суть праздника Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

О Преображении рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). ...И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (Мк. 9, 2-4).
Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Так Спаситель явил ученикам свою Божественную природу. Христос перестал быть Освободителем одного Израиля, он показал, что пришел освободить целый мир. Кроме того, в Преображении раскрылся истинный духовный смысл и цель веры – приобщение к этому нетварному Божественному Свету, то есть обожение человеческой природы.
На горе Фавор у Апостолов открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.
Апостолам было заповедано скрывать увиденное. Но после Вознесения Христова они рассказали о тайне Преображения. В сущности, оно продемонстрировало естественный финал развития личности верующего. Вера не сводится к созерцанию собственных грехов и покаянию. Вера – еще и дерзкое стремление к личной святости. Финал трудов покаяния, молитвы, помощи ближнему — это личное преображение человека. Оно невозможно без участия Бога. Но своим Преображением на горе Фавор Спаситель показал, как он стремится и к нашему преображению.

Преображение Господне чествовалось христианами уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения прп. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста. Тогда же, в IV веке царица Елена воздвигла храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, месте Преображения Спасителя. При равноапостольной царице была установлена и традиция почитания святой горы Фавор как места Преображения Господа нашего Иисуса Христа. На самой высокой точке горы была воздвигнута базилика – на самом месте Преображения, а чуть ниже был построен трехпрестольный храм – в том месте, где уснули святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн…

Одна из давних традиций, связанная с этим днем – освящение плодов нового урожая. Это не только благочестивый обычай, но и глубокое по смыслу событие. Природа была сотворена для того, чтобы создавать человеку все условия для его блаженства – питать и радовать его. Но из-за проступка человека, из-за грехопадения, была нарушена чистота всего живого. Церковь своим благословением снимает эту печать проклятия. Она придает еде новый смысл, освящает тело и молит, чтобы Господь так же освятил душу. Чтобы он сохранил людей, их мир и быт в покое и радости. Поэтому в праздник Преображения Церковь вспоминает и о преображении природы. Она освящает плоды нового урожая и благословляет труды земледельцев. В Средиземноморье традиционно в этот день освящали новый урожай винограда. В нашей местности принято освящать яблоки. Издавна на Руси в этот день раздавали бедным фрукты и овощи нового урожая.

Успение

 

Тёплый пёстрый платок пахнет ладаном.
В церкви - белых цветов кружева.
На Успенье нежданно-негаданно
Осень тихо вступает в права.

 

Небо в звёздах, большое, бескрайнее
Распростёрлось над грешной землёй.
Где-то там, далеко, в Гефсимании
Плачет ливень о Деве Святой.

 

В город с грустью апостолы сходятся,
Чтоб спуститься в ущелье Кедрон
Принести Пресвятой Богородице
Самый низкий, прощальный поклон.

 

А заря будет нежной и розовой,
И узнает апостол Фома:
Матерь Света предстала пред Господом
И навеки повержена тьма.

 

Тучи, скрывшие солнце, расступятся,
Потому что не время для слёз:
За душой Приснодевы-Заступницы
С неба снова низходит Христос.

 

Все деревья охвачены пламенем
Золотисто-багряной листвы.
Осенивши себя крестным знаменьем,
Мы смиренно приклоним главы.

 

И на нас нежным заревом розовым,
Белым морем душистых цветов
Дева, Матерь Предвечного Господа,
Улыбнувшись, опустит покров.

 

Видишь, капель узорчатой россыпью
На траве оседает роса?
Это тихой, неслышною поступью
Матерь Света взошла в небеса.

 

Екатерина Алипова

28 августа - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Тропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры. Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю. Апостол Фома не успел на похороны Богородицы – он пришел в Иерусалим на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» – повествует святитель Димитрий Ростовский.

В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом – а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни». Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Престольный праздник СВ. БЛГВ. КН. Александра Невского

1 августа (н.ст.) - обретение мощей святого преподобного Серафима Саровского

Тропарь преподобного Серафима Саровского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Кондак преподобного Серафима
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

2 августа (н.ст.) - день памяти пророка Илии


С праздником

Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Имя этого пламенного проповедника Единого Истинного Бога упоминается в Новом Завете не реже, чем имя Моисея, передавшего людям Закон Божий. Более того, оба они — и Илия, и Моисей — лично участвовали в одном из событий евангельской истории: явились на горе Фавор и беседовали с преобразившимся Господом об ожидающей Его крестной смерти (Мф 17:1–6, Мк 9:1–8, Лк 9:28–36). Из всех ветхозаветных праведников Господь удостоил беседы на Фаворе только двух — Моисея и Илию.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

6 августа Церковь празднует память первых русских святых – князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.


Братья были сыновьями Крестителя Руси святого князя Владимира. В крещении Борис, старший брат, получил имя Роман, а Глеб был крещен с именем Давид.


Борис и Глеб с детства любили друг друга, были все время вместе. Когда братья подросли, отец направил их на княжение в разные города: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром.

 

Читать далее

9 августа Православная Церковь празднует память одного из самых почитаемых раннехристианских святых – великомученика и целителя Пантелеимона.


Будущий святой родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и христиански Еввулы и был назван Пантолеоном. Мать хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий святой был еще отроком. Отец же отдал его в языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), захотевшему видеть его при своем дворе.

 

Читать далее...

Сегодня, 14 августа, у православных верующих начался Успенский пост.

 

Этот пост является третьим по счету из числа многодневных, при этом он неподвижен, то есть его сроки всегда одни и те же – с 14 по 27 августа.
Посвящен пост Пресвятой Богородице и завершается наступлением праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). По Преданию Церкви, перед Своим успением (мирной кончиной) Матерь Божия усиленно постилась и молилась Господу.


По своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. В эти две недели Церковь рекомендует есть только растительную пищу без постного масла. Растительное масло разрешается только по субботам и воскресеньям.
Успенский пост начинается с праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас») 14 августа. Сегодня в православных церквях начинается освящение меда нового сбора.


Также на Успенский пост выпадает праздник Преображения Господня, именуемый в народе «Яблочным Спасом», так как в это день после праздничной Литургии совершается освящение плодов нового урожая. Преображение Господне празднуется 19 августа.

15 августа Русская Православная Церковь вспоминает одного из самых известных московских святых – Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.


По Преданию, Василий родился около 1464 года в подмосковном селе Елохово. Отца его звали Иаковом, а мать – Анной. Уже в детстве мальчик обратил на себя внимание даром прозорливости, который в нем открылся по воле Божией.


В 16 лет Василий покинул дом своих родителей и начал скитаться. Юноша не имел никакого постоянного пристанища, жил на улицах и лишь иногда ночевал у одной боярской вдовы. Дополнительным испытанием для него было то, что какая бы ни стояла погода, он всегда был наг, от этого в народе его еще прозвали Нагим. В это время Василий принял на себя подвиг юродства Христа ради.

 

Читать дальше

19 августа Православная Церковь празднует Великий двунадесятый праздник – Преображение Господне.


Праздник установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним о Его будущих страданиях.


Праздник Преображения предваряет один день предпраздненства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попраздненства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушение рыбы.


В Преображении Господь явил людям не только Свою Божественную славу, но и показал им прообраз их собственного будущего преображения после всеобщего воскресения из мертвых.


В этот день в храмах после Божественной Литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, поэтому в народной традиции праздник получил название Яблочный Спас.

19 августа (н.ст.) - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Праздник Преображения в нашем храме

26 августа (13 августа по ст.ст.) Православная Церковь чтит икону Богородицы, именуемую «Семистрельная».


Почитание иконы «Семистрельной» Божией Матери имеет северорусское происхождение. Много лет она была размещена в Иоанно-Богословской церкви, возле города Вологда.
Один житель Кадниковского уезда уже на протяжении многих лет страдал от многих болезней. Больше всего его донимала хромота. И вот однажды ему приснился образ, который Божественным голосом сказал: «Ступай в колокольню Богословской церкви и найди, где хранятся старинные иконы. Среди них есть лик Божией Матери. Помолись перед ней, и ты сможешь исцелиться».
На следующее утро крестьянин пошел в церковь и стал искать нужный ему образ. Но как он не старался, найти его не получалось. И только после длительных поисков оказалось, что святыня служила вместо одной ступеньки при подъеме на колокольню. Она была вся испачкана грязью. Человек отмыл и почистил древний образ и начал перед ним молиться. После этого произошло чудотворное исцеление.
Святыня стала особенно чтимой в начале XIX века при свирепствовании холеры в тех краях. Жителям пришлось искать защиту у Богородицы. Икона Божией Матери «Семистрельная» с молебном была пронесена вокруг Вологды крестным ходом. После чего бедствие быстро утихло, а болезни жителей прекратились. Вскоре появилось много свидетельств и рассказов о том, как она помогает и защищает верующих.
Дни празднования образа в богослужебной практике осуществляется в Неделю всех святых (девятое воскресенье после Пасхи), в первое воскресенье после Святой Троицы, а также 26 (13) августа.
На древней святыне изображена Божия Матерь, которую пронзают семь стрел или семь мечей. Существуют разные изображения данного образа. На некоторых Матерь Божия Одна, на других — с ангелами, святыми или Младенцем Иисусом. Стрелы или мечи символизируют горе и боль, которое испытывала Богородица во время распятия Сына Божия. Число семь в христианстве означает полноту или избыток, а в данном случае значение иконы передает бесконечную боль и страдание матери.
Некоторые трактуют значение «Семистрельной» иконы как семь человеческих греховных страстей, которые она способна прочитать в каждом злом сердце. Богоматерь просит каждого искоренить все греховные мысли и готова просить Сына помочь всем молящимся в заступничестве.
Нет достоверных сведений о происхождении святыни, есть только мнение, что ей около пяти столетий.
В Московском регионе находятся две мироточивые иконы Богоматери «Семистрельной». Первая расположена в храме Архангела Михаила в Москве, второй образ пребывает под Москвой в деревне Бачурино.

26 августа Церковь вспоминает преставление (1783) и второе обретение (1991) мощей святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского.


Будущий святой (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился отца. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: порой он целый день работал у соседей за кусок хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником.


Чудесное спасение от смертельной опасности и некоторые видения расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Его лекции приходили послушать не только семинаристы.


На 37 году жизни иеромонах Тихон был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763–1767 гг.) возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал. В Воронеже со времен язычества праздновался праздник в честь Ярилы, сопровождавшийся разными бесчинствами. Однажды святитель явился на площадь в разгар веселья с обличениями бесчинников. Его слово так подействовало, что празднования более никогда не возобновлялись.


Святитель Тихон был богословом и епископом, религиозным просветителем, занимался строительством храмов и разработкой системы духовного образования. Всероссийская известность пришла к святому в период, когда он возглавлял Воронежскую епархию. Последние годы жизни святитель провел в Задонском монастыре, неподалеку от Воронежа, где и сейчас находятся его мощи.


За значительный вклад в развитие Русской Православной Церкви Тихон был канонизирован в чине святителя. Святой Тихон считается покровителем детей, всех бедных, обиженных, находящихся в заключении, преследуемых и оклеветанных. Святителя почитают как целителя от депрессий, тоски и уныния, к нему обращаются, чтобы обрести душевное спокойствие.
На Руси святителя Тихона Задонского называли «Страстным» - в честь почитания в день его памяти «Страстной» иконы Богоматери. С ней 26 августа обходили дом для защиты от нечистой силы и дурного глаза. Перед иконой молились об обретении душевного спокойствия в тяжелых жизненных ситуациях, защите от болезней, пожаров и других бедствий.

28 августа (н.ст.) - Успение Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

...Празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен.

Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…


Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.

Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!

Митрополит Антоний Сурожский