1 октября - иконы Божией Матери, именуемой "Целительница"

Дорогие братья и сестры, будьте здоровы и всегда хранимы Богом!

8 октября - преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

Отче Сергие, моли Христа Бога спастись душам нашим!

 

Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и всё прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь.

Преподобный Сергий Радонежский.

Фотографии к празднику Покрова

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил всех верных чад Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем восстановлении мира.

14 октября (н.ст.) - ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

О, Царице Небесная! Сколько уповающих на Тебя взывают ежедневно, ежечасно, ежеминутно к Тебе, Пречистая Мати! Особенно в день сей, день Твоего Покрова. Покрой же нас Своим Омофором, Пресвятая Дево, Защитница наша, Радосте наша, Свет наш Несказанный, Матерь Господа нашего, Чертозе Царский! Да не остави нас! Помогай нам, Пресвятая Богородица!

Помолимся Тебе, возопием к Тебе, преклонив колена, и Ты уж снизойди к нам, услыши, буди к нам милостива!

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего.

Преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобне отче Амвросие, моли Бога о спасении нашем

 

О вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, Оптинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х, чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

26 октября - Иверской иконы Божией Матери (перенесение в Москву)

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Иверская икона Божией Матери прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПАСТЫРСКОГО ДОЛГА В ЗОНЕ СВО ПОГИБ КЛИРИК МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВ

Утром 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырских обязанностей погиб клирик Московской епархии, настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области протоиерей Михаил Васильев.

* * *
Родился в 1971 году. Выпускник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Академии Генерального штаба ВС РФ.

Хиротонисан в сан диакона 7 марта 1998 г. епископом Бронницким Тихоном, в сан иерея 27 апреля 1998 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Награжден орденом Мужества, орденом прп. Сергия Радонежского III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Как священник участвовал в командировках в «горячие точки» и в миротворческих операциях в Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, на Северном Кавказе и в Сирии.

ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!Добавьте описание своего продукта, которое будет полезно для ваших клиентов. Добавьте эксклюзивные свойства вашего продукта, которые заставят клиентов покупать его. Напишите свой собственный текст и настройте его в настройках магазина в вкладке Стилизовать.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль. Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию. Для нее был выстроен на Красной площади Казанский собор.

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. К 1811 году был выстроен новый Казанский собор.

Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования.

* * *
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!
https://pravoslavie.ru/32532.html

6 ноября - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

С праздником, братья и сестры!


Пресвятая Богородица, спаси нас!

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Величаем вас, Архангели, и Ангели и вся Воинства, Херувими и Серафими, славящии Господа.

21 ноября

 

Братья и сестры, с праздником - с общим Днём Ангела

22 ноября — иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница"

Чудотворная икона Божией матери, именуемая «Скоропослушница», находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон. Святой образ был написан в 10 веке, во время жизни настоятеля обители преподобного Неофита. Через много веков, в 1664 году, трапезарь Нил, проходя в ночное время с зажженной лучиной в трапезную, услышал голос от образа Богородицы, висевшего над дверью, призывавший его впредь не ходить там с зажженной лучиной и не коптить образ. Однако монах пренебрег этим предупреждением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной, за что был наказан слепотой. День и ночь молился он перед образом Матери Божией, в раскаянии испрашивая себе прощения и исцеления. Милостивая Богородица услышала молитву покаявшегося инока и возвестила ему о прощении и возвращении зрения, повелев рассказать всей братии об этой милости: «С этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим ко Мне, буду оказывать милость и исполнение прошений».
Через эту святую икону «Скоропослушницы» Пресвятая Богородица и в последующие времена совершала многие исцеления: слепым даровала зрение, восставляла расслабленных. Особо отмечались случаи исцеления от падучей и беснования. Многих избавляла Богородица от кораблекрушения, освобождала из плена.
Пресвятая Матерь Божия и поныне исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, прибегающим к Ней с верою.

ТРОПАРЬ, глас 4
К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

КОНДАК, глас 8
В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

МОЛИТВА
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех проявившая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благодать всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши; избави Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно, во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Д25 НОЯБРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ»

 

25 ноября православные верующие чтут икону Богородицы «Милостивая», которая, по преданию Церкви, была написана самим евангелистом Лукой. Нарекли её так потому, что на ней Богородица умоляет Иисуса о сохранении рода человеческого. Другое её название - «Киккская» («Киккиотиса») родилось от наименования горы Киккос (остров Кипр).


После написания образ был передан апостолом Лукой в египетскую христианскую общину. Лик Богоматери оставался в Египте почти до окончания 10-го века. В 980 году там начались гонения на всех, кто веровал в Единого Бога, и «Милостивую» Царицу Небесную переправили в Константинополь, где местом её пребывания до конца 12-го века стал царский дворец.


В облике Киккской святыни есть необычайная особенность. Неизвестно когда и как изменилось изображение, но его часть от верхнего левого, до правого нижнего угла словно бы покрылась пеленой, скрывающей лики Богомладенца и его Пречистой Матери.


Образ относят к типу «Елеусы» («источник милосердия»). Лица Девы и Сына наклонены влево. Младенец десницей удерживает край красного мафория, в который облачена Его Мать, а левые руки Марии и Иисуса вместе держат греческий свиток.


У царьградского императора Алексия Комнена была дочь. Однажды её поразил неизлечимый недуг. Именно тогда к Алексию обратился правитель кипрского острова Мануил Вутомит, получивший свыше указание к тому, чтобы испросить чудесную икону Божией Матери «Милостивая», которую хранил император. Её требовалось доставить в монастырь, находившийся на горе Киккос. Как только Алексий дал согласие на передачу образа в кипрскую обитель, его дочь получила исцеление.


Но после этого император стал жалеть о своём поспешном решении и тянул с переправкой иконы в монастырь . Тогда хвороба обрушилась на самого правителя Царьграда, а во сне он узрел явление Богоматери, повелевшей ему незамедлительно исполнить обещанное. Тогда император приказал изготовить точный список с лика «Милостивой» и оставил его у себя, а сам чудотворный образ со многими почестями переправил на остров Кипр, где он находится и поныне.


Киккская гора стала местом обустройства храма и монастыря, названного Императорским, в честь правителя Мануила Вутомита предоставившего средства на его создание. В монастырских летописях существует огромное количество записей, свидетельствующих о чудотворной силе иконы. Её благодать распространяется не только на христиан, но и на представителей других конфессий, на всех, кто страдает от скорбей и болезней.


К настоящему времени икона приобрела ещё одно имя – «Услышательница», поскольку на изображении ушко Божией Матери немного приоткрыто. Деве Марии слышны все мольбы и просьбы, и она отвечает на них, являя исполненным веры людям свою милость.


В Москве особым почтением пользуется икона Божией Матери «Милостивая», находящаяся в Зачатьевском монастыре. Первые упоминания об этом списке можно обнаружить в описи обители (18-й век). Прежде чем монастырь был закрыт, лик «Милостивой» помещался в его соборном храме, посвящённом Рождеству Пресвятой Богородицы. Последняя настоятельница Мария (Коробочка), составляя опись 1909-го года, обозначила икону как одну из наибольших ценностей, имевшихся у сестёр. Каждую среду к чудотворному образу обращалось молебное пение с акафистом.


После национализации земель монастыря и его имущества, игумения основала братство в честь Пресвятой Богородицы и её образа «Милостивая», в чем ей покровительствовал Святейший Патриарх Всероссийский Тихон.


В 1923 году обитель была разорена, но икону вместе с несколькими другими святынями удалось сохранить. На протяжении нескольких десятков лет она находилась в храме пророка Илии (Обыденский переулок), куда на молитву приходили монахини.


Когда Зачатьевский монастырь восстановили в ноябре 1999 года, было проведено торжественное возвращение образа в лоно родной обители.

26 НОЯБРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
26 ноября Православная Церковь вспоминает выдающегося подвижника Божия и учителя Церкви – святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (+ 407 г.).


Один из трех Вселенских святителей (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом) родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына, а мать, Анфуса, оставшись вдовой в 20 лет, больше не выходила замуж, посвятив свою жизнь воспитанию Иоанна в христианской вере.


За годы взросления будущий святитель получил отличное образование как светское, так и религиозное. Когда умерла его мать, он принял монашество, которое называл «истинной философией». Уже в те годы святитель Иоанн написал свои первые труды, среди которых «Шесть слов о священстве» и «Против вооружающихся на ищущих монашества».


В 386 году святитель Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом в пресвитера. Это служение подразумевало и произнесение проповедей, в чем вскоре и проявился его блестящий талант. 12 лет он неустанно проповедовал в храме дважды в неделю, а иногда – ежедневно при больших стечениях народа. Одновременно святитель Иоанн занимался написанием религиозных трудов и толкованием Священного Писания.


В 397 году он был вызван из родной Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в связи с кончиной предыдущего архипастыря – архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова.


В столице Византии святой Иоанн уже меньше проповедовал, так как у него появились архипастырские заботы, и, прежде всего, он занялся духовным совершенствованием священников и устроением богослужения. Кроме того, святитель занимался делами милосердия: на личные средства содержал несколько больниц и две гостиницы для паломников. Сам архипастырь довольствовался скудной пищей и отказывался от приглашений на обеды.


Выступая против распущенности столичных нравов, святитель Иоанн вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. Оклеветанный, он подвергся неправедному церковному суду, был низложен и даже приговорен к казни, которую, правда, император заменил изгнанием. Верующие хотели защитить своего архипастыря, но он, чтобы избежать волнений, добровольно подчинился всем решениям.


Когда святителя изгнали из города, в нем произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила вернуть архипастыря Иоанна и даже послала ему письмо, умоляя вернуться. Однако спустя два месяца после возвращения, на святителя снова неправедно донесли. В марте 404 года его снова изгнали из города. Вскоре после этого в пожаре сгорели храм Святой Софии и сенат.


Последние годы жизни святитель Иоанн провел в изгнании, при этом он вел обширную переписку, утешая страдающих, наставляя и поддерживая своих приверженцев. 14 сентября 407 года в Команах святитель Иоанн, уже будучи сильно больным и изможденным, отошел ко Господу во время его перевода из Армении в Абхазию. В 438 году его мощи перенесли в Константинополь.


За свои многочисленные написанные труды, а также выдающиеся проповеди святителя Иоанна прозвали Златоустом.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Правильный пост – это борьба за человеческое в самом себе. Он – попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с началом последнего в этом году многодневного поста, именуемого Филипповским и завершающимся праздником Рождества Христова. Божией вам помощи, целомудрия, терпения, молитвы и радости.

С почтением, протоиерей Сергий

Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело.
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.


святитель Тихон Задонский.

30 ноября - день памяти прп. Ни́кона Радонежского, игумена, ученика прп. Сергия (1426).

Уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал св. Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.
Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, пре­по­доб­ный Сер­гий пе­ред смер­тью на­зна­чил его сво­им пре­ем­ни­ком.
Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся.
При пре­по­доб­ном Ни­коне 5 июля 1422 г., во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.
По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 17 но­яб­ря 1426 г. и был по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля. В 1560 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го был по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 4

Духо́вному твоему́ настоятелю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.