В СУББОТУ 1 АПРЕЛЯ ЦЕРКОВЬ ВОЗНОСИТ ПОХВАЛУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
1 апреля 2023 года, в субботу пятой седмицы Великого поста, Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Этот день также называется Субботой Акафиста.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского, а потом и в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в Петровской обители в Москве, из алтаря Сергиевского храма будет вынесена Влахернская икона Божией Матери, перед которой совершится торжественное пение Акафиста.
На Руси в допетровское время в Успенском соборе Московского Кремля существовал чин акафиста в праздник Похвалы перед Влахернской иконой. Ведь именно сюда Влахернская икона попала после гибели Православной Византии.
На сохранившихся древних надписях на вкладках в нимбе Богомладенца указано, что сюда вложены капля крови Спасителя и мощи апостолов. История данного списка Влахернской иконы накладывается на историю Высоко-Петровского монастыря на рубеже XVII-XVIII веков, когда она впервые упоминается в письменных источниках и попадает в обитель. После трагических событий 1917 года образ хранился в ГИМе, и лишь недавно святыня вернулась в монастырь. В настоящее время икона хранится в алтаре Сергиевского храма и износится для поклонения верующих в особые праздники такие, как Похвала Пресвятой Богородицы.
В субботу пятой недели Великого поста, в преддверии Страстных подвигов Спасителя, Церковь с особой торжественностью чествует Матерь Христову, воздавая благодарность за Ее самоотверженный крестный жизненный подвиг.
Благодарственный же акафист Царице Небесной излился в VII веке из уст диакона Константинопольской Церкви Григория. Поводом к составлению его послужило историческое событие – избавление греческой столицы от неминуемой гибели. Случилось это именно на пятой неделе Великого поста. Осажденный персами со всех сторон, Константинополь глядел в глаза надвигающейся гибели. Человеческой помощи грекам ждать было неоткуда. Но помощью Небесной Заступницы смерть отступила, и греческий народ воспел благодарственные и хвалебные песни своей Спасительнице.
Историческое событие кануло в вечность. Но память о нем сохранилась в Церкви праздником в честь Пресвятой Богородицы, названным Похвалою. Вот уже пятнадцать столетий православно верующее человечество перед страстным подвигом Спасителя всегда обращается словами этого акафиста к Царице Небесной. Ибо каждое поколение живущих в вере на своем личном опыте знает любовь, силу и власть Своей Небесной Матери.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
2 апреля 2023 года
Сегодня Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.
Всех православных христиан поздравляем с Праздником, а сестер, названных в честь святой сегодня нами вспоминаемой - с Именинами!
Моли Христа Бога о нас, преподобная наша мати, Мария Египетская!
Сегодня, в понедельник 3 апреля 2023 года, у православных христиан началась шестая седмица (неделя) Великого поста.
На этой седмице будут праздноваться сразу три больших праздника: Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева Суббота и Вход Господень во Иерусалим.
В пятницу 7 апреля Церковь будет праздновать великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают явление Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно от Нее, в непорочном зачатии, родится обещанный Богом Спаситель Иисус Христос.
В субботу 8 апреля у верующих наступит Лазарева суббота, в которую Церковь вспоминает воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга праведного Лазаря, на тот момент бывшего мертвым уже четыре дня.
9 апреля, в воскресенье шестой седмицы, православные будут праздновать еще один великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим (Неделю Ваий) или как называют его в странах исторической Руси – Вербное воскресенье. В этот день православные христиане вспоминают торжественный въезд Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Своих страданий.
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Предпразнство Благовещения Пресвятой Богородицы.
Память иконы Божией Матери «Тучная гора».
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Предпразнство Благовещения Пресвятой Богородицы.
По-гречески «Благовещение» – «Евангелисмос», слово, однокоренное с Евангелием. Евангелие - Благая весть. Праздник Благовещения настолько значителен был для сознания христиан, что в некоторых странах и год отсчитывался от этого дня. В нём соединяются два важнейших начала – исполнение воли Божией и согласие человека на то, чтобы эта воля была исполнена.
7 апреля Православная Церковь празднует Великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этот день верующие вспоминают явление Деве Марии Архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно от Нее, в непорочном зачатии, родится обещанный Богом Спаситель Иисус Христос.
Сегодня, 6 апреля, в Предпраздненство Благовещения Пресвятой Богородицы, мы предлагаем вашему вниманию большой аналитический материал искусствоведа Ирины Языковой об иконографии праздника Благовещения, истории его возникновения в IV веке и современных традициях иконописи.
Читайте в мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год (№3, 2021)
С праздником, дорогие братья и сестры.
Благовещение – начало собственного спасения.
Первая глава Евангелия, начало нашего пути с Богом – благая весть принесенная Архангелом Гавриилом Деве Марии. Уразуметь событие Благовещения посредством земной логики и понять его во всей полноте невозможно, надобно лишь принять, по примеру Самой Богородицы «се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38).
Но как же принять, если непонятно, как поверить, когда событие умом непостижимо?
Верь и не задавай вопросы? – не получится. Вопросы не иссякнут.
Изучи Писание и исследуй Предание? – для разума маловато будет, потому что, чем больше познаешь, тем увеличиваешь непознанное.
Так как же понять и убрать сомнения?
Прежде всего, задай себе вопрос: неужели все поколения христиан, жившие до дня нынешнего, были глупее меня единственного и неповторимого, если верили, исповедовали, шли на подвиг и мученичество за то, чтобы воскликнуть: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».
А затем убей в себе раба этого мира, с собственным самолюбованием, тщеславием и гордыней, с бесконечной погоней за благами, деньгами, удовольствиями и здоровьем, а стань лишь рабом Божьим и тогда смиренный ответ Девы: «се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38) станет не только понятен, но и необходим. Тогда праздник Благовещения будет не просто Великим Торжество, а преобразится в Праздник начала твоего собственного Спасения.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
С Праздником!
Протоиерей Александр Авдюгин
Завтра, 8 апреля 2023 года, Православная Церковь будет праздновать Лазареву субботу, которая по традиции приходится на субботу за неделю до Пасхи.
В этот день Церковь будет воспоминать чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря, который на тот момент уже четыре дня был во гробе. Описано это событие в 11 главе Евангелия от Иоанна.
Вместе с учениками Господь пришел ко гробу Лазаря, где приказал отвалить камень от входа в него, а после повелел умершему другу выйти наружу.
Когда камень отвалили, к удивлению, смущению и испугу многих из гробницы вышел воскресший друг Господа, обвитый погребальными пеленами.
Многие из свидетелей воскрешения Лазаря уверовали тогда во Христа как обещанного Спасителя, Мессию.
В церковном календаре Лазарева суббота непосредственно связана с Входом Господним в Иерусалим (Вербным воскресеньем), традиционно отмечаемым на следующий день. В этом году праздник приходится на 9 апреля.
В мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год (№3, 2021) и на нашем сайте читайте статью игумена Дионисия (Шленова) «Гряди вон!» о воскрешении праведного Лазаря в греческой литературе.
9 апреля 2023 года православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим.
Событие входа Господня в Иерусалим произошло незадолго до того, как Иисус Христос был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть. Тогда ученики Спасителя еще не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия – это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли.
Однако Иисус Христос повел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ. Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Что и привело к мученической смерти Спасителя на кресте.
Как положено Мессии, то есть помазаннику Божиему, Господь вошел в Иерусалим. Причем вошел вовсе не во главе войска. Он ехал на ослике, Его пешком сопровождали ученики. Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря – событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его.
Ему постилали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани, Его приветствовали пальмовыми ветвями. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Все кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне!»
Когда этот праздник пришел на Русь, пальмовые ветви заменили на цветущую вербу, ведь это единственное растение, которое к моменту ранней весны повсюду расцветает в нашей стране. Можно считать чудом, но на какую бы дату ни приходилось Вербное воскресенье – а она сдвигается в соответствии с Пасхой, — как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, верба уже начинает расцветать – ровно за неделю до Пасхи.
12 апреля 2023 года у православных христиан наступает Великая Среда Страстной седмицы.
В этот день Православная Церковь вспоминает сразу два события последней недели земного служения Господа Иисуса Христа – помазание Его миром и предательство Иудой Искариотом.
Ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 26, 6-17), в доме Симона прокаженного одна женщина-«грешница» возлила на главу Спасителя драгоценное миро. Тем самым, по словам Самого Спасителя, она приготовила Его на будущее погребение.
В ту же ночь на совете первосвященников, книжников и старейшин окончательно было решено хитростью схватить Христа и осудить Его на казнь.
Предать Учителя решился один из Его учеников – Иуда Искариот. Он пришел к первосвященникам и договорился с ними о том, что за 30 сребреников выдаст Христа при удобном случае.
Именно два этих события – помазание Господа миром женщиной-«грешницей» и предательство Его Иудой Искариотом являются центром богослужения Православной Церкви в Великую Среду.
А в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя, Имя Жизни — Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.
Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза его в это время лучатся.»
Протоиерей Андрей Ткачев
Сегодня – день плача.
Особенный этот плач. Он о Христе и о себе.
Мы неразрывны с Ним, если приняли Его.
И все же, это плач надежды. Причем надежды, которая исполнится. Нет безысходности. Есть сострадание, лучшее понимание себя самого и ожидание.
Ожидание того, чего мир окружающий до сих пор понять не может.
И не поймет. Если не примет Его, Воскресшего.
Протоиерей Александр Авдюгин
«…В Пятницу ты будешь плакать. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день — «Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!»
В Субботу будет тихо-тихо. Потому, что Он — во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота — день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хотя не все об этом знают.
«ЕСЛИ ХРИСТОС СНИСХОДИТ В АД — НИСХОДИ С НИМ И ТЫ»
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением.
Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, «Журналу Московской Патриархии» рассказал кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник АНТОНИЙ БОРИСОВ.
Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует». Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы».
Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные
и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом «тридневии» — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. <…> Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы». Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.
Полностью статью «Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты» читайте в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год (№4, 2022)
Пасха неизбежна. А это значит, что каждому предстоит пройти свою голгофу, вынести поцелуй своего иуды, выпить до последней капли всё то, что доверил мне пережить мой Создатель. Но всё непременно закончится Пасхой Воскресения и торжества жизни и правды.
Положено мне страдать и пройти сквозь смерть – пройду, потому что Сам Господь освятил для меня этот путь.
Поэтому сказать «Христос воскресе» то же, что сказать «всё будет хорошо».
Верить в Пасху – доверять Богу.
Верить в Пасху – быть готовым пройти путём Христа.
Верить в Пасху – знать, что, в конце концов, всё будет хорошо, обязательно хорошо!
Верить в Пасху – не бояться страданий, смотреть на них весело, твёрдо зная, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой!
Архимандрит Савва (Мажуко)
18 апреля 2023 года, во вторник Светлой седмицы, Православная Церковь празднует память чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Это празднование является переходящим.
История чудотворного образа начинается с IX века, когда он хранился у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никея в Малой Азии.
Однажды, во время периода иконоборчества при византийском императоре Феофиле (829-842 гг.), в дом к женщине ворвались солдаты. Один из них ударил в образ копьем, и из пораженного места истекла кровь.
Спасая образ, вдова пообещала солдатам деньги, после чего вместе с сыном спустила икону в море. Через два века святыня, стоя на воде, приплыла к Афону.
Чудотворный образ на побережье Афона обнаружили монахи грузинского Иверского монастыря, которые до этого несколько дней видели в море огненный столп, восходящий до неба.
От имени обители – Иверской – она и получила свое название, а от места расположения – над вратами монастыря – стала называться еще Портаитиссою, то есть Вратарницей.
Изначально образ находился снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее внутри монастыря был построен специальный небольшой храм, в котором святыня и пребывает сегодня.
Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы.
Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября (по ст.ст.) 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы.
У православных христиан началась Светлая седмица, во время которой верующие продолжают праздновать Светлое Христово Воскресение.
На Светлой седмице в храмах многие части богослужения не читаются, а поются, а также ежедневно совершаются крестные ходы. Дома же верующие вместо утреннего и вечернего молитвенных правил читают Пасхальные часы. Посты в среду и пятницу отменяются.
Начиная со Светлой седмицы и вплоть до праздника Пятидесятницы, в Церкви также отменяются земные поклоны.
Особым событием в Православной Церкви в пасхальные дни является освящение артоса – хлеба на закваске с изображением Креста с терновым венцом или Воскресения Христова.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Христова и в первое воскресенье по Пасхе раздается в храме прихожанам. Вкушать его необходимо натощак, в особых случаях, например, при сильных телесных недугах или тяжелых духовных состояниях со словами: «Христос воскресе!».
21 апреля 2023 года, в пятницу Светлой седмицы, Православная Церковь чтит одну из древних чудотворных икон Божией Матери «Живоносный Источник».
Праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы в воспоминание обновления одноименного константинопольского храма. По уставу в этот день совершается освящение воды с пасхальным крестным ходом.
История, связанная с этим образом, началась в V веке, в правление византийского императора Маркиана.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в одной из рощ Константинополя, посвященной Богородице, слепца, сбившегося с дороги. Выведя путника на тропинку и устроив его на отдых, Лев отправился на поиски воды для слепого.
Вдруг воин услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный, он стал искать воду, но не нашел, а когда остановился в печали и задумчивости, снова услышал: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Когда Лев выполнил, что ему было велено, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богородицу.
Позже, став императором, Лев Маркелл приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Он назвал этот родник «Живоносный Источник» в честь чудодейственной силы Богородицы.
Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил около храма, устроенного Львом, новый храм, при котором впоследствии был создан монастырь.
После захвата турками Византии храм «Живоносного Источника» был разрушен, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.
Начиная с XVI века в России появилась традиция, подобная греческой, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать Ее иконы, называя их «Живоносный Источник».
В субботу Светлой Седмицы после Божественной литургии артос благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки священного хлеба раздаются верующим.
АРТОС — это хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого означает «квасной хлеб» и внешне похож на большую просфору. Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных крестных ходов на Светлой седмице.
Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос.
КАК ХРАНИТЬ И ПРИНИМАТЬ АРТОС.
Артос употребляется всегда со словами "Христос воскресе!". Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей. Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия.
Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой. Но следует помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.
23 апреля 2023 года Православная Церковь празднует Антипасху - Фомино воскресенье (Неделю об апостоле Фоме).
Антипасхой называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Упоминание о праздновании Антипасхи имеется в христианских источниках уже IV-V веков.
В этот день Церковь будет вспоминать два явления воскресшего Иисуса Христа апостолам. Первое из них произошло в день Светлого Воскресения Спасителя, когда Он явился десяти апостолам без святого Фомы. Спустя 8 дней воскресший Господь снова явился Своим апостолам, среди которых был уже и святой Фома.
Во время второго явления сомневавшийся до этого апостол Фома смог лично убедиться в воскресении из мертвых Иисуса Христа. Это событие описывается в 20-й главе Евангелия от Иоанна.
Святой апостол Фома был рыбаком из галилейского города Панеады. Услышав проповедь Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним.
Фома входит в число 12-ти ближайших учеников Спасителя. Евангелие говорит, что апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).
Но, когда спустя восемь дней после Воскресения Господь явился ему и предложил выполнить эти в запальчивости сказанные слова, Фома тут же воскликнул в ответ: «Господь мой, и Бог мой». Ему уже не нужны были никакие доказательства, он увидел то, что так желал увидеть – воскресшего Христа.
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так, что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Согласно церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии. Последней страной его проповеди была Индия, где за имя Христово святой Фома принял мученическую смерть.
Он обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелипур, за что был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Название «Антипасха» означает не какое-либо противопоставление празднику Пасхи, а в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», т.к. в каком-то смысле для апостола Фомы Пасха наступила на неделю позже других апостолов.
25 апреля 2023 года, на 9-й день после праздника Пасхи, в Православной Церкви наступает Радоница – особый день поминовения усопших.
Традиционно Радоница приходится на вторник, следующий сразу за первым после Пасхи воскресеньем, которое называется Антипасхой (Фоминым воскресеньем).
Начиная с Антипасхи и до Радоницы верующие посещают кладбища, где поминают своих усопших родных. В храмах на Радоницу служат первую после Пасхи панихиду.
Название Радоница происходит от слова «радость», так как отражает веру христиан в торжество жизни над смертью. Также название связано с продолжающимся 40 дней празднованием Пасхи.
День поминовения усопших имеет и более древнюю, дохристианскую историю. Древние славяне отмечали подобный праздник – Радуницу. Теперь же этот день – время всецерковного поминовения усопших.
Праздник Радоницы - это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее наоборот, в этот день принято радоваться новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.
Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуке с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместны у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.
Сегодня от вас усопшие иного ждут - вашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»
За всеми этими «нельзя» кроется главное, что происходит в дни Радоницы — это наша очередная встреча с ушедшими родными и близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут молиться о нас.
Протоиерей Александр Авдюгин
27 апреля - празднование Иконы Божией Матери Виленская (1495).
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.
Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников привезли в московский Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.
Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы. В 1864 году чудотворная икона была подновлена.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской», глас 4
Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая, Пречи́стая Богоро́дице Де́во! Мо́лим Тя́ пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м, да я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́, та́ко и ны́не на́с от вся́ких бе́д и напа́стей ми́лостивно изба́ви и спаси́ души́ на́ша, я́ко Милосе́рдая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х благода́рственная воспису́ем Ти́, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»
Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже ди́вную побе́ду на ага́ряны правосла́вным дарова́ла еси́.
30 апреля 2023 года, в третье воскресенье (неделю) по Пасхе, Православная Церковь вспоминает святых Жен-мироносиц.
В этот день особо вспоминаются святые женщины — ученицы Христа Мария, Марфа и другие с ними, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом — миром, но не нашли Его там.
Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении.
В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.